Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия

Росреестр Хакасии: взгляд сквозь годы

2023 год для Росреестра Хакасии юбилейный – в декабре ведомству исполнится 15 лет. В интервью с руководителем Управления Ольгой Анисимовой поговорим про пятнадцать юбилейных фактов в оформлении прав на недвижимость и сравним систему регистрации в Хакасии ДО и ПОСЛЕ.

- Ольга Михайловна, что поменялось для людей с появлением в республике Росреестра?

- Современная система оформления прав на недвижимость начала строиться с создания Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, сокращенно Росреестра. Новое ведомство объединило две учетные системы – кадастровый учет и регистрацию прав на недвижимость, что, конечно же, упростило процесс оформления прав. Благодаря совершенствованию законодательной базы стали сокращаться сроки оформления недвижимости, упрощаться процедуры, появился электронный документооборот. Например, на 1 января 2009 года срок регистрации прав составлял 30 рабочих дней, в 2015 году 18 рабочих дней, а сегодня не более 4-5дней. И всего 1-3 дня уходит на регистрацию прав по документам, поступавшим к нам в электронной форме.

- Если говорить на языке цифр, сколько квартир, домов, земельных участков обрели полноправных хозяев за пятнадцать лет?

- Много. За это время мы зарегистрировали почти 1,5 млн прав, поставили на кадастровый учет 840 тысяч объектов. Единый госреестр недвижимости Хакасии пополнился на 72,3%.

- Чем сегодня подтверждается законное право на недвижимость?

- С 2016 года на смену выдаче свидетельств о государственной регистрации пришел новый документ, подтверждающий регистрацию права – выписка из ЕГРН. В том же году мы передали полномочия по приему документов сотрудникам МФЦ. Люди получили возможность в офисах МФЦ в режиме «Одного окна» подавать документы.

- А сегодня какими способами можно оформить жилье в собственность?

- Не только жилье, но и участки, гаражи, бани, садовые дома, хозпостройки, помещения, склады и любую другую недвижимость можно оформить в режиме онлайн. Для этого Росреестр разработал и внедрил около 15 электронных сервисов. Цифровизация услуг началось с 2018 года, с внедрения единого информационного ресурса по всей стране - ФГИС ЕГРН. Электронная регистрация упростила оформление сделок для всех категорий – граждан, бизнесу, предпринимателям.

- Например?

- Например, появилась возможность подать документы на регистрацию недвижимости, находясь в любом регионе страны. Если человек живет в Хакасии, а покупает квартиру на юге страны, то оформить права на нее можно в любом офисе МФЦ, например, в Абакане. Также появилась возможность нотариально оформить договор, если стороны сделки находятся в разных регионах страны. Сегодня в «электроне» можно подать более 15 видов заявлений: на кадастровый учет, государственную регистрацию, об исправлении технической ошибки, о предоставлении дополнительных документов, о наличии прав требований, о приостановлении, возобновлении, прекращении государственной регистрации и т.д. Появление цифровых платформ для отраслевых специалистов и бизнеса - банков, застройщиков, нотариусов позволило в более доступной форме организовать с ними взаимодействие.

- Создание в Хакасии филиала Роскадастра как-то повлияло на оказание услуг Росреестром?

- Нет. Росреестр Хакасии продолжает работу в обычном режиме, однако теперь за получением копий материалов из Госфонда данных нужно обращаться в Роскадастр, точно также, как и за получением сведений из ЕГРН. Кроме того, запросы о предоставлении сведений, выдаче копий из реестровых дел можно подать через офисы МФЦ, через сайт Росреестра и Госуслуг.

- Ольга Михайловна, с чем связан отказ от бумаги в МФЦ?

- Да, с июня 2022 года мы перешли на безбумажный оборот с МФЦ. Проект так и называется «Стоп бумага», и он дает свои плоды. Во-первых, это сокращение сроков регистрации, так как больше не требуется времени на логистику документов, а во-вторых, возможность оцифровки архивов Росреестра. Представьте, какие «бумажные» объемы реестровых дел хранились в Управлении – почти 500 тысяч, и они ежегодно пополнялись. Отказ от бумаги и переход на электронные документы позволят создать качественную инфраструктуру, ускорить процесс регистрации сделок, обеспечить экстерриториальную регистрацию в сжатые сроки, создавать новые сервисы. На 1 января 2023 года мы перевели в электронный вид 60% правоустанавливающих дел. 100% показатель должен быть достигнут к концу следующего года.

- Что сегодня в приоритете у Росреестра Хакасии?

- В приоритете наполнить единый госреестр недвижимости сведениями обо всех объектах, расположенных в Хакасии. Для этого ведется активная работа по достижению контрольных точек Дорожных карт и госпрограммы «Национальная система пространственных данных». На сегодняшний день Хакасия занимает лидирующие позиции в СФО по достижению показателей Целевой модели.